За восемь лет, что я знаком с CS, мне удалось наблюдать за многими лучшими игроками планеты, а с некоторыми из них я даже играл в одной команде. Кто-то говорит, что его вывели на вершину скилл и стрельба; другие придерживаются мнения, что всему причиной их доскональное знание игры; третьи рассуждают о выверенных движениях и мгновенном принятии решений.
Каждый из них по-своему прав. Но все они упускают из виду один из важнейших факторов этой игры - общение.
Такие игроки мирового класса, как Кайл "KSharp" Миллер и Тайлер "Storm" Вуд известны своим аймом и невероятно быстрой реакцией, но используют ли они свои возможности на 100 процентов? Возможно, будь они разговорчивее - как Гриффин "shaGuar" Бенгер или Мэтт "WardeN" Дикенс, они являлись бы куда более полезными для своей команды? Одни из лучших стрелков на планете даже не осознают, что их неумение и нежелание правильно общаться негативно сказывается на выступлениях их команд. Куда это годится?
Общение - это не просто какое-то абстрактное понятие, это основа всего тимплея. Вы не можете называться командой, пока не демонстрируете командного взаимодействия, а для этого вам нужно знать тиммейтов как свои пять пальцев и понимать, как они думают. Лучший путь для этого понимания - если они сами будут озвучивать вам свои мысли и поступки перед тем, как совершат их.
В этом и заключается весь смысл правильной коммуникации - дать наибольшее количество важнейшей информации в самый короткий срок. Каждый из нас был в команде, где присутствовал какой-нибудь тугодум-молчун; и каждый из нас был в команде, где присутствовал какой-нибудь безумный болтун, которого не заткнешь. Оба эти примера - являются показателями того, как НЕ нужно строить общение в своей команде.
И вы спросите: "а где граница, которая отделяет важную информацию от второстепенной?" и я вам отвечу, что граница есть - она очень четкая и весьма простая. Задайте себе один вопрос: "Поможет ли эта информация моим тиммейтам во взятии раунда". И после этого, если вы уже открыли рот и собирались забрызгать монитор слюной из-за того как вас порвали в куски нереальным прострелом на банане - закройте свой рот. Эта информация, нытье и возмущение "да как так, бл#дь, как он попал?!!!" никому не нужны.
Если же вы действительно радеете за общекомандное дело, тогда давайте только ту информацию, которая поможет вашим друзьям уничтожить врага и взять раунд. И давайте её быстро.
Ниже вы увидите свод правил, которым вы должны следовать, если не хотите оставаться CS-мясом, а желаете стать настоящей командой, сильной, умной, опасной и быстрой.
Основы командного общения в CS:
- если вам нужна помощь, НЕ МОЛЧИТЕ! - если ваши стратегии не срабатывают, обсудите почему это происходит пока вы и тиммейты мертвы - если вы обсуждаете ошибки в стратегиях, делайте это на полутонах, тихо и без нервов - кидая любую гранату, называйте её тип (слепящая, HE или дым) и место, куда вы её бросаете - когда у вас выстраивается картина того, как играет противник (агрессивно, пассивно, через прострелы) - НЕ МОЛЧИТЕ! - если вы нуждаетесь в том, чтобы ваши тиммейты дали вам какую-то флэш или гранату, попросите их! - если тиммейт просит у вас, чтобы вы дали ему какую-то флэшку или гранату, не переспрашивайте - дайте! - обсуждение и исправление любых ошибок по броскам гранат, нечаянном ослеплении своих и т.д. - только ПОСЛЕ матча - если вашего тиммейта убили - вы должны использовать всю сказанную вам информацию для размена, ибо нельзя позволять одному игроку противника бегать по карте и сносить половину вашей команды - не говорите о всякой херне во время фризтайма. Это время должно быть использовано для того, чтобы ваш капитан проинформировал вас о планах на раунд, замутах, тактиках и возможном поведении противника - если вам нужен дроп - НАПИШИТЕ! И только если вам не скинули его к окончанию фризтайма - просите голосом
Особенности командного общения при игре за CT:
- в начале каждого раунда должна быть названа ваша расстановка по карте (дефолт; 2-1-2; 3-1-1; 4-1) - в начале каждого раунда поясняйте, как ваши тиммейты должны/не должны играть - все что вы видите и слышите (шаги, гранаты, зум оптического прицела, дымы, выстрелы) - проговаривайте. Если вы слышите 2 АК за стеной и AWP там же, скажите что знаете местонахождение как минимум 3-ех игроков противника - помните, что 3 противника - это еще не "все" - помните, что 4 противника - это тоже еще не "все" - не кричите "все бегут на Б!", если не видели 5-ых игроков и бомбу - если вы отыгрывали на точке один и погибли, скажите тиммейтам куда шёл враг и напомните им об этом еще через 15 секунд - если вы видите бомбу, НЕ МОЛЧИТЕ!
Особенности командного общения при игре за T:
- куда ты идешь, что ты делаешь, какую зону ты кроешь, куда смотришь, где кого слышишь - вся эта информация предельно важна для ваших тиммейтов. Во-первых, она позволит им планировать собственную игру с наименьшей опасностью быть подстреленным в бок или спину. Во-вторых, если вас убьют эта информация поможет вашим друзьям отомстить за вашу смерть и наказать редиску - когда вы смотрите зад или один из флангов, проговорите вслух "если меня убьют - значит они идут отсюда" - если вы поставили бомбу и кроете плэнт, скажите какую зону вы взяли, а какие зоны вами не смотрятся - так, те из ваших тиммейтов, кто еще не решил какую из зон карты смотреть, поймут куда им бежать и что контролировать - когда вы ставите бомбу, дайте своим тиммейтам полную инфу о месте установки, это ваша основная работа как закладчика
Не забывайте о том, что общение состоит из двух частей - умении говорить и умении слушать. Ваша команда может говорить все, что нужно, но если ваши уши лишь элемент декора головы, то все старания тиммейтов пойдут прахом.
Чтобы такого не случилось, слушая ваших тиммейтов всегда выделяйте следующие слова:
- как минимум - враг может - ВСЕ! - бомба - рашат
... и другие подобные слова, пропуск которых может стоит вам раунда.
HeatoN дает уроки по правильному общению во время CS-матча
Не забывайте о том, что ответом на информацию ваших тиммейтов должна быть ваша реакция и поступки. Так, если тиммейт говорит "четверо на Б", значит 5-ый игрок вражеской команды может обходить вас в спину, может красться с бомбой на пустой плэнт, может отрезать хелпу и т.д.
Конечно, может ваш тиммейт просто не разглядел 5-го и поэтому сказал, что врагов четверо. Но лучше приготовиться к худшему, чем дать противнику шанс на легкий и безответный килл/установку бомбы в другом конце карты. Всегда, когда вы не имеете в вашем распоряжении информации о всех игроках противника - передвигайтесь и хелпуйте осторожней. Фишка с выцеплением хелпы/заходом в спину очень стара. Но работает как новая. Если же дана информация о раше с бомбой, тогда ваше перемещение должно быть более быстрым и уверенным.
Повторюсь еще раз - никто не должен кричать "Все у меня!", пока не увидит всех 5-ых игроков противника.
vad1k дает уроки по правильному общению во время CS-матча (смотреть с 0:35 по 1:20)
Еще одной проблемой современности является появление программ для голосового общения через интернет. Нет, конечно само появление подобных программ не является проблемой, но из-за того что команды не умеют правильно пользоваться этими командами, захламляют эфир, ноются во время матчей, поют песни и прочее - эффективность общения коллектива падает. А вместе с ней падают и шансы на взятый раунд. Учитывая сказанное, каждый игрок команды должен уделять особое внимание той информации, что он выдает в эфир и не мешать своим друзьям излишними слезами/cоплями.
Затем, очень важным моментом является время передачи информации. Опять же, появление программ типа Ventrilo или TeamSpeak сделало игроков более ленивыми и многие дают важную инфу лишь спустя 3-5 секунд после смерти. Это недопустимо и эта привычка должна быть искоренена. Введите правило для матчей, согласно которому каждый ваш игрок имеет право давать информацию лишь на протяжении 5 секунд после смерти. Это поможет вашим тиммейтам выдавать наибольшее количество важнейшей информации в самые сжатые сроки.
Все вышесказанное может показаться очень простым, но я собственными глазами видел лучших в мире игроков, которые своим молчанием и неумением общаться сводили на нет все шансы своих команд на победы. Лучших в мире игроков! Не повторяйте их ошибок, работайте над собой и над своими тиммейтами - и тогда ваш тимплей станет намного лучше, а ваша команда - сильней.
Адаптация статьи: "Общение - основа тимплея" Автор статьи: Даг "jacobson" Якобсон, американский прогеймер Адаптация на русский: Сергей "asfalot" Мандрик, специально для CyberFight.ru